Рашковецкий М. Александр Ройтбурд и его роль / Михаил Рашковецкий. // Всемирный одесские новости. – 1992.

Михаил Рашковецкий

 

 

Александр Ройтбурд и его роль

 

…Русло, в котором развивается творчество Ройтбурда – постмодернизм. В последние десятилетия на Западе произошла «постмодернистская революция», переориентировавшая искусство с космополитического идеала прогрессизма на возврат к «региональным ценностям». Вот почему критики акцентируют внимание на локализации «места», региона обитания художника, неточно называя его провинцией.

 

…Ценности одесской живописи, сложившиеся на 10-20 веков, часто описываются категориями «лиризм», «камерность», «тонкая живописность». На первый взгляд, все эти слова неприложимы к творчеству Ройтбурда. И если мы скажем, что что он продолжает традиции Костанди, то вправе, как будто возмутиться оба. (Относительно Костанди в данном случае применимо грубоватое, но верное выражение «перевернулся бы в гробу»). Но ведь в Одесском художественном музее работы Костанди и Ройтбурда мирно сосуществуют в едином музейном контексте, разделенные лишь вековым промежутком во времени и этажным перекрытием в пространстве.

Александр Ройтбурд талантлив. Искра божия светила уже в его ранних работах – кариатидах, туго спеленутых с ног до головы сероватыми полосами на характерном «ройтбурдовском» золотисто-коричневом фоне, она разгорелась в его картинах-притчах, где мифический экипаж полуцитатного корабля, недвижно вросшего в землю, торжественно и ликующе имитирует «движение в сторону моря». Или священнодействуют, скоморошествуя при этом, страшные, смешные и несчастные «воздвижители красивого знамени».

«…Долой социальность!» -горячится Ройтбурд и пишет библейских пророков, социальных во вес времена, более того, пророчествует сам. Вглядитесь в его жуткую «Гармонию высветляемого бытия» 1989 года. То. Что тогда многим могло показатьс горячечной фантазией, сейчас воспринимается как документальный кадр телехроники. «Красота и профессионализм – не критерии для современного искусства», – утверждает Ройтбурд и профессионально делает красивые картины. Лучшие его произведения по-настоящему эстетичны, каких бы уродцев и «недотыкомок» они ни изображали.

…При большой работоспособности Ройтбурд очень подвижен. Речь идет не только о его прогулках, поездках, общительности и контактах с людьми «от искусства» на самых разных уровнях. (Эту мобильность многие расценивают как «самотолкачество», как проявление пресловутой пробивной силы, между тем, как он пытается чуть не в пригоршнях привезти в нашу «метрополию» новую идею, свежую мысль, и не для себя, хотя и для себя тоже, а для тех, кто нуждается в новом и свежем). Ройтбурд динамичен как художник. В этом смысле он действительно стремится умереть как автор, но тут же возродиться в ином качестве.

…Александр Ройтбурд далеко не ангел. И дело не в характере: талант и тяжелый (скажем так) характер – слишком часто встречающаяся диада, чтобы придавать этому большое значение. Он отнюдь не идеален и как художник. Бывает у него и халтура (правда, исполненная профессионально), и штампы (но он знает, что это штампы, и внутренне беспощаден  к ним). Бывает и обратное, может быть, опасное: тяга восприимчивой натуры к новому и даже модному толкает его на ложный путь, и в результате получается слабая вещь, чего сам автор не замечает, горячо отстаивая с трудом проторенную тропку. Александр Ройтбурд самолюбив, считает себя выдающимся художником, но почему-то частенько чуть не сломя голову устремляется за восхитившим его авторитетом, будто забывая о своей собственной силе.

…Писать о Ройтбурде всерьез нелегко, так как Ройтбурд глубоко несерьезен и очень серьезно относится к этому состоянию. Мир – театр, и художники в нем более актеры, чем обычные люди. Такова сама природа искусства, которым занимается  Ройтбурд, таков и (почти вынужденно) образ его жизни. Можно вспомнить, что театр начинается  с вешалки, и в связи с этим перечислить многочисленные варианты его костюма, как то: сапоги и сандалии на босу ногу, сталинский френч и ермолку, шорты с попугаями и замысловатые блузы домашнего кроя, ряды брошей с «Незнакомками» и «Клеопатрами» на его широкой груди, наконец, лицо, решенное в художественном соответствии с фамильно заданным имиджем.

 

…Все это входит в технику и технологию его творчества, как и детская тяга к интересному, интенсивное самообразование, как неприятный апломб уставшего от жизни тридцатилетнего мэтра, вкупе с поисками любопытных предметов  мусорниках, как постоянные несбыточные проекты общественно-художественного переустройства.

…Ройтбурд способен и желает дать городу гораздо больше, неизмеримо больше, чем дает сейчас. Но город не торопится узнать об этом и предоставить ему такую возможность. Впрочем, это относится ко всем талантливым художникам Одессы. А наша статья посвящена Ройтбурду и его роли. Он один из ведущих одесских живописцев второй половины 80-90х годов 20-го века. И эту роль Ройтбурд играет как настоящий артист, что на международном языке и означает – художник.

“Всемирные одесские новости» 1992 г.

Пов'язані художники