Георгій Сенченко, 1988, Сакральний пейзаж Пітера Брейгеля, полотно, олія, розміри невідомі

Автор роботи

Категорія: Живопис

Техніка: живопис

Матеріали: олія, полотно


Створено: 1988 р.

Опис роботи

На роботі зображено трьох людей, без облич, що пораються з корзинами. На задньому плані – пост апокаліптичний мінімалістичний пейзаж. Превалюючий колір – охра, що підкреслює неприродний та мертвий світ, зображений в даній роботі. Після успіху «Печалі Клеопатри» на виставці «Молодість країни», Арсен Савадов та Георгій Сенченко наступного року зробити по самостійній роботі (Савадов – «Меланхолію», Сенченко – «Сакральний пейзаж Пітера Брейгеля»), проте після цього вже до 1996 року працюють у творчому тандемі.

Історична довідка

«Собственно, весь переворот в советском искусстве начался именно с молодого искусства, практически ежегодных молодежных выставок – в 1987 году такая выставка прошла и у нас в Киеве, а в 1988 огромная Всесоюзная выставка молодых в Манеже, в Москве, впервые поделенная на национальные «павильоны». В то время существовал еще партийный по определению Союз художников, и в нем была молодежная секция. В годы Перестройки все начало происходить легально и стремительно, после этих молодежных выставок, пленэров в домах творчества работы молодых художников закупались в фонды Союза и постепенно вытеснили большие соцреалистические, «фараонские» полотна, с лакированным взглядом на действительность. В 1988 году впервые, с незначительными оговорками, в коллекцию Союза художников не было закуплено уже ни одной типично совковой, «аплодирующей» картины[1]».

 

«Украинское искусство впервые за много лет оказалось конгениальным общемировым процессам. И хотя отечественные художники едва успели запрыгнуть в последний «вагон» международного трансавангарда, который в конце 80-х уже был на излете, важность этого прецедента для дальнейшего развития украинского актуального искусства трудно переоценить.

Именно постмодернистская крупноформатная фигуративная картина, замешанная на цитатах и мифологии, стала тем стержнем, который объединил поколение Новой волны. Это не была классическая академическая живопись: художники тяготели к отображению во все еще традиционной технике «холст, масло» тенденций, которые были ближе к спонтанному уличному искусству – стрит-арту и муралам, которые придут в украинское искусство только два десятилетия спустя. А в конце 80-х отношение молодых художников к форме за редким исключением было программно неряшливым, суть поиска была в том, чтобы достичь не технического, а выразительного совершенства, чистой витальной экспрессии. Именно поэтому работы, созданные всего пару десятков лет назад, сегодня порой смотрятся как археологические окаменелости – художники не особо заботились о форме, и она ответила им тем же – бесчисленными кракелюрами, осыпанием и выцветанием красочного слоя и т.д. Это очень бросалось в глаза на выставке «Новая волна» в Нацмузее прошедшей осенью 2009 года. Однако во времена создания работ это казалось не столь важным – экспрессия требовала жертв[2]».

[1] Циба Г., Соловьев А. «Матч-пойнт 88». Вспоминая перестройку. – ART Ukraine. – 20.02.2013.[Електронний ресурс]: http://artukraine.com.ua/a/match-poynt-88–vspominaya-perestroyku/

[2] Соловьев А., Ложкина А. Новейшая история украинского искусства. Новая волна, ЧАСТЬ 1. 1987 – 1989 // Спецпроект журнала ТОП10 «Point zero» – ТОП10. – 25 февраля 2010. [Електронний ресурс]: http://top10-kiev.livejournal.com/279840.html

Виставки

Всесоюзна виставка молодих художників (1988)
Павло Керестей, Олександр Гнилицький, Дмитро Кавсан, Валерія Трубіна, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Георгій Сенченко, Олег Голосій

Рудий ліс (2009.10.31 - 2009.12.20)
Олександр Соловйов (куратор), Олександр Гнилицький, Георгій Сенченко, Ілля Чічкан, Олександр Ройтбурд, Василь Цаголов, Арсен Савадов, Савадов-Сенченко