Пов'язані профайли художників
Женский взгляд на эротику: Дневник сексуальности
В июне украинские художницы выпустили «Эротический дневник» — книгу, которая включает авторские тексты, репродукции фотографий, графики и снимки арт-объектов, а также чистые листы для записей и зарисовок. Катерина Яковленко рассказывает, почему это издание важно и при чем здесь война на Донбассе и феминизм.
«Идея создать „Эротический дневник“ пришла год назад. Помните бурные дискуссии вокруг издания “Украинская эротическая фотография” (спор возник вокруг попавшего на обложку снимка Саши Курмаза — в изображении увидели объективацию женского тела — Прим. авт.) ? Уровень хейтерства в соцсетях зашкаливал. Тогда в социальной сети я в шутку предложила принять участие в маленькой самиздат-брошюрке. И удивительно — мне сразу написали довольно много людей. А в разговоре с художницей Алиной Клейтман появилась идея сделать дневник», — рассказывает автор книги, дизайнер и фотограф Дана Космина.
Многие работы для издания были предоставлены художницами из их ранних практик, некоторые были сделаны специально для книги. Иллюстрации напечатаны таким образом, что вполне могут стать почтовыми открытками, отправленными адресату.
Эротические образы возникают не только внутри издания, важной его составляющей является визуальное решение: обложка из красного бархата с золотой печатью точно и лаконично передает ощущение телесности. Эту идею раскрывает дизайнер и автор книги Лера Гуевская: «Наша идея издать дневник с открытками-работами трансформировалась в формат арт-бука. Пустыми страницами мы приглашаем владельцев наших книг писать, рисовать и всячески участвовать в наполнении дневника. Для этих пустых страниц мы подобрали немелованную бумагу с нежным оттенком, а под тексты авторок — различные оттенки телесного, ведь мы все разные, как и наши истории и опыт переживаний. Обложка выполнена из красного бархата, а на ней — золотое тиснение: логотип с женской рукой, которая приглашает в мир эротических фантазий. Впрочем, я шучу, что бархат и золото — моя эротическая фантазия как графической дизайнерки, которая работает обычно в довольно сдержанном стиле. Дневник женский во всех смыслах, даже гарнитура, которой набран текст, называется Lora».
«Еротичний щоденник» посвящен проявлению эроса и танатоса в современном украинском обществе. Когда главенствует танатос, получивший облик войны, телесность и сексуальность становятся сродни миротворческой миссии, голосом ненасилия. «Щоденник» — наследник опубликованных дневников Гертруды Стайн, Вирджинии Вульф и других писательниц-феминисток, в разное время переживших ужасы войны. Несмотря на то что в книге украинских художниц о войне напрямую не говорится, их визуальный язык невозможно не воспринимать вне современных реалий, без воспоминаний о том, что любая история до сих пор пишется мужчинами и рассматривается в контексте героического и освободительного нарратива.
Однако, как рассказывает Катерина Мищенко, литературный редактор и автор текста, это издание — не способ говорить о войне или ее критиковать, а скорее попытка сместить милитаристскую тональность и акцент на всеобщей мобилизации, бытующий в нашем обществе, в мирное русло. «Книга предлагает начать диалог на другую тему и таким образом снизить градус насилия. Ведь очень часто женские эмансипационные проекты, голоса ЛГБТ так или иначе являются утверждением другого взгляда на действительность, а в нашем случае — реальности не-войны», — поясняет она.
«Книга предлагает начать диалог на другую тему и таким образом снизить градус насилия».
«Большая часть эротического продукта, который мы можем наблюдать в кино и литературе, — это расширение эроса в разные сферы, в противовес сосредоточенности на теле как объекте. Сегодня до сих пор в любовной лексике бытуют такие фразы, как „завоевывать“, „покорять“. Это характеризует взгляд на эротику как на поле боя, где постоянно кто-то за кого-то борется, измеряется качество, ценность и красота другого человека. В этой книге представлена иная репрезентация сексуальности», — отмечает куратор и художница Оксана Броховецкая.
Часто художницы обращаются к образу природы, которая сама по себе, говорит Брюховецкая, является воплощением единства эроса и танатоса. Однако не стоит думать, что образы ограничены традиционными изображениями головок цветов. Цветы в книге «Еротичний щоденник» — это комнатные растения в фотографии Валентины Петровой, мелкие полевые цветы у «бронзового», почти неживого тела AntiGonna; кустарники, растущие у ног KotoUtka, или цветок, которым расцветает женское тело на графической работе Алины Копицы.
«Еротичний щоденник» — издание важное во многих смыслах. С одной стороны, это пример самоорганизации художниц, с другой — аналитический подход к своему творчеству и творчеству своих коллег, с третьей — рефлексия на окружающий мир, в том числе на позицию визуального издания в условиях украинского книжного рынка. Именно возможность соединения формата книги, дневника и открыток позволяет расширить аудиторию: от тех, кто интересуется украинским искусством, до тех, кто воспринимает книгу исключительно как ежедневник.
Однако не стоит понимать формат дневника слишком буквально. Работа украинских художниц тонко продолжает феминистскую логику одной из наиболее известных речей Вирджинии Вульф «Своя комната» (1928), озвученной для британских гимназисток. Вульф рассказывает, почему никто не может вспомнить ни одной гениальной писательницы Великобритании, но при этом многие называют исключительно мужские имена. Для многих пишущих романы женщин пространство их творчества ограничивалось пределами собственной комнаты, а их записи имели характер дневниковых — или были так истолкованы. Поэтому дневник — формат, определенный политикой и установленными в обществе правилами игры.
Для многих пишущих романы женщин пространство их творчества ограничивалось пределами собственной комнаты.
Так или иначе, возможность вносить свои записи позволяет начать диалог между аудиторией дневника и художницами, а читателю — самой или самому стать участником проекта.