Валерій Сахарук про виставку Сергія Панича “Лебедине озеро”


Опублікований коментар

Весной 1992 года Панич показывает одну из лучших своих серий — «Лебединое озеро» (выставка, организованная галереей «Веста», состоялась в помещении Киевского музея русского искусства). Аккумулируя поиски предыдущих лет, она сплавляет их в гармоническое единство и приближает к тому идеалу, в котором соотношение содержания и формы обретает классическое равновесие. Основным композиционным элементом серии является букет, истекающий цветом в прозрачное, серебристо-серое пространство картины, — под ним разворачивается символическое действие. Ключом к его прочтению служат вплетенные в ткань букета слова — фрагменты русской поэзии начала ХХ века, которые не столько объясняют изображение, сколько обволакивают атмосферой меланхолии и таинственности.

Таково полотно «И невольные слезы катятся…» (1992). Его название, начертанное автором на обороте холста, взято из знаменитого романса Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду», в то время как глаз зрителя притягивает другая, не менее известная строчка Максимилиана Волошина, вынесенная в центр композиции.

Невозможно не процитировать всю строфу этого стихотворения:

 

Сочилась желчь шафранного тумана.

Был стоптан стыд, притуплена любовь…

Стихала боль. Дрожала зыбко бровь.

Плыл горизонт. Глаз видел четко, пьяно.

 

Остается догадываться, что послужило Паничу поводом объединить их — три белоснежных лебедя, пытающиеся избежать угрозы, воспринимаются глубоко личностным, почти автобиографическим образом. Лишь живопись, бьющая через край этого шедевра (художник включает в ее поле даже раму, «обвитую» бронзовой лентой), переливается всеми оттенками кармина, шафрана, пурпура и лазури.

Сергей Панич больше никогда не возвращался к этой серии — достигнув творческой вершины, он сосредотачивается на нескольких циклах, которые продолжает разрабатывать до сегодняшнего дня»[1]

[1] Сергей Панич. Становление. Каталог выставки/ куратор Валерий Сахарук. – Киев. – 2015, с. 12