Столетний юбилей творения Казимира Малевича «Черный квадрат» отмечает весь просвещенный мир. Не отстает и Украина – было бы странно, если бы эту дату не заметили на исторической родине автора.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, Интернет доносит сообщения о том, что во многих местах, по крайней мере в России и в Европе, поминают скандальное произведение нашего соотечественника весьма активно. В январе в Лондоне открылась экспозиция, на которой представлено более сотни работ современных мастеров и художников ХХ века. Среди них оказался и Казимир Малевич. В соседней Беларуси в областном краеведческом музее Витебска также прошли мероприятия, посвященные столетию «Черного квадрата». На них представили картины, арт-объекты и инсталляции участников витебского творческого объединения «Квадрат», многие из работ были посвящены Малевичу.
В Киеве фантазиям на тему «Черного квадрата» в честь юбилея предались две галереи – «Мистецька збірка» супругов Волошиных и «Я Галерея» Павла Гудимова. В первой выставили свои работы десятки художников – известных и не очень. В «Я Галерее» свои вариации на тему черного квадрата представили молодые Андрей Дудченко и Антон Логов в совместном проекте с непонятным названием «Гебдомерос».
На мой взгляд, весь этот перформанс превратился в большую шутку креативных людей – своеобразное соревнование художников в остроумии. Эпатажный Александр Ройтбурт на своем черном квадрате написал: это не черный квадрат. Владимир Шерешевский замотал некую картину в черный полиэтилен и назвал свою работу «Приховане мистецтво».
А наиболее удачной и, как выражается молодежь, прикольной, я бы назвал работу Николая Маценко «В кожну хату по квадрату». Он воспроизвел квадрат Малевича в точности и назвал ее копией № 1. Надо полагать, копий будет множество и черный квадрат придет в дом каждого украинца.
Возвращаясь с выставки, в вагоне метро обнаружил еще несколько черных квадратов – погасшие мониторы под потолком, которые на протяжении нескольких лет развлекали людей, а теперь превратились в загадку Казимира Малевича.