Сплав молодости, таланта, трудолюбия, постоянный поиск новых форм художественного выражения выдвинули Вячеслава Машницкого в ряд ведущих живописцев Херсонской организации Союза художников. Его можно назвать смелым новатором, работающим в различных направлениях современного искусства. Работы художника вобрали в себя различные грани романтизма, реализма, авангардизма. Ещё в студенческие годы учёбы (1986-1992) в Киевском государственном художественном институте (ныне Академия Искусств) он был один из первых в среде талантливой молодёжи. Народный художник СССР Виктор Шаталин его дипломную работу «Скифы» оценил как значительное явление художественной жизни института.
В эти же годы Градобанк Украины приобрёл у молодого художника десять живописных работ. Со временем они были переданы в Киевский Музей Украинского искусства.
Для полотен Вячеслава Машницкого характерна эмоциональная острота. Тонкое чувство формы, цветовой насыщенности и контрастов помогают создавать ему свой живописный стиль. Его первый зарубежный показ состоялся в 1989 году в Швеции, Стокгольме. Затем участие в выставках Харькова, Москвы, Берлина, Вильнюса и многочисленные в Киеве.
Его творческие устремления широки. Процесс художественного расследования тем и явлений не ограничивается только живописью. Энергичный творческий поиск всегда нов и интересен для него. Он помогает постигать как национальные истоки, так и накопленный общеевропейский культурный опыт.
Экспрессивность его творческой энергии заставляет постоянно расширять круг не только живописных тем, но и общественной деятельности. В 2004 году В.Машницкий открывает в Херсоне частный Музей Современного Искусства, в 2005 – учреждает Херсонский областной благотворительный фонд имени Полины Райко.
Именно об этом и будет сегодня разговор с Вячеславом Машницким.
Пять лет назад Вы открыли первый в Херсоне частный Музей Современного Искусства, разместив его в своей трёхкомнатной квартире по улице Ушакова. С чего начинали тогда и что сейчас, т.е. что вы успели приобрести? Все ли работы в нём подаренные художниками, или есть те, за которые пришлось платить? По каким направлениям работаете?
Позвольте поблагодарить Вас за поздравления по поводу пятилетнего юбилея нашего Музея. И конечно, хотелось поздравить и сказать спасибо всем родным, друзьям и знакомым, за участие в реализации этой затеи.
Предпосылкой к созданию Музея Современного Искусства (Херсон) предшествовала двухгодичная работа в режиме галереи «Союз Спадкоємців». 14 декабря 2002 года мы с сыном известного херсонского художника А.Г.Платонова, моим коллегой и товарищем Игорем, приняли решение открыть галерею. Целью её деятельности нам виделось создание творческой лаборатории, как для начинающих, так и профессиональных художников Херсона и Херсонской области.
Актуальность этого решения была очевидна, хотя бы по тому, что в рамках галереи с её мобильными возможностями смены экспозиции, реально показать как можно больше произведений самых разных авторов. Для вялой, я бы сказал, депрессивной художественной ситуации тех лет, характерной не только для Херсона, динамичный коллективный творческий процесс являлся крайне важным. Именно его усилия направлялись на формирование как оригинальных решений в области искусства, так и для осознания происходящих процессов того периода в нашем обществе. В течение двух лет экспозиции менялись каждый месяц. А в целом, за эти годы мы показали херсонскому зрителю и гостям города, порядка сорока выставок, в которых приняли участие более пятидесяти художников. Помимо всего прочего, я познакомился с замечательными людьми, что на много расширило моё представление о родном городе и его жителях.
Изначально мы сознательно отказались от коммерческой направленности в деятельности галереи, что освобождало нас от многих формальностей и давало максимальную творческую свободу проводимым мероприятиям. Практически все проекты имели благотворительный подтекст и выполнялись совместными усилиями всех участников. К тому же, галерея располагалась в моей квартире и расходы на проведение выставок сводились к минимуму.
Разумеется, художники дарили картины нашей галерее. Эти работы и несколько картин моих друзей и однокурсников по институту, составили основу коллекции будущего Музея. Большинство работ, находящихся в коллекции, имеют скорее художественную, чем материальную ценность. Они выполнены моими современниками, которые являются настоящими мастерами, что позволило следующий за галереей проект, назвать Музеем Современного Искусства (Херсон). Открытие Музея мы назвали выставкой «Коллекция», состоявшейся 5 марта 2004 года.
Свои работы показали 16 авторов разных мировоззрений и направлений в искусстве Украины. Такие имена как Олег Голосий, Александр Гнилицкий, Сергей Ануфриев, Анатолий Платонов, Влад Хорошайло, Егор Толкунов, Юрий Соломко, Стас Волязловский, Максим Мамсиков, Полина Райко, Олена Рыбальченко, Олег Тистол известны многим любителям искусства. Открытие «Коллекции» посмотрели порядка двухсот человек. Конечно, настроение было потрясающим, и совершенно органично, особенно проникновенно, звучали стихи в исполнении Александра Суворова, Игоря Горина, Евгения Яненко. Это было Торжество Искусства!
Я знаю, что Вы немало сделали, чтобы сберечь наследие художницы Полины Райко, объединив усилия с Тотемом. Как сейчас обстоят дела?
Действительно, я благодарен ребятам из «Тотема” за то, что они познакомили меня с Полиной Райко, гениальной цюрупинской художницей. Её жизнь и творчество не может не восхищать. И, конечно же, после её ухода из жизни, мы не могли не предпринять решительных действий по сохранению её уникального наследия. Тогда же и родилась идея об учреждении благотворительного фонда её имени. Многочисленные статьи в прессе, встречи с понимающими проблематику специалистами, позволили решить этот вопрос. Сейчас дом Полины Райко является частной собственностью людей, которые, как показалось, искренне заинтересованы в создании Музея.
Надеюсь, всё у них получится. Сегодня желающие могут посмотреть росписи художницы.
Херсонский областной благотворительный Фонд имени Полины Райко видит своё дальнейшее развитие в проведении интересных художественных акций, помогающим абсолютно непохожим друг на друга творческим людям, любящим искусство, максимально реализоваться в современных условиях. К слову, хочу вспомнить очень тёплый проект, состоявшийся совершенно спонтанно. Руководство колонии №90 пригласило меня в качестве специалиста оценить конкурсные работы осужденных, посвященные Международному Женскому Дню. Конкурс проводился на территории колонии. Разумеется мне было неловко «судить» и без того осужденных людей.
И поэтому у меня возникла идея провести встречную выставку херсонских художников на территории колонии. Это предложение вызвало, интерес, как у осужденных, так и у руководства колонии, благодаря которому и состоялось это событие. Оперативно все формальности были согласованы, и через месяц мы открыли выставку прямо на территории зоны. Вместе с моими картинами, привезли работы Г.Петрова, В.Глущенко, П.Райко. Демонстрировался фильм, снятый киевскими кинематографистами о жизни и творчестве Полины Райко. Многие из присутствующих знали её сына (ныне покойного), который отбывал срок в этой же колонии. Видя его необыкновенную маму, каждым думал о чём-то своём сокровенном. За один день выставку посмотрели все желающие. Получилось очень трогательно.
Объективности ради, следует отметить, что Херсон имеет крепкий потенциал творческой молодёжи. Я знаю, что различные презентации бывают и Вашей галерее…
Да, возможность собраться в по-домашнему уютном месте привлекает много творческих людей. Были авторские проекты молодых художников, поэтов и даже музыкантов. Так запомнились творческий вечер под названием «Херсон – город контрастов», известного литературного объединения «LEVblЙ STRAUSS», выставки «Без бересты» Стаса Волязловского и Александра Рехлицкого, проект Лены и Макса Афанасьевых «Жизнь после печати», фестиваль молодых поэтов Украины, выставка молодых художников из Белозерки Александра Жуковского и Александра Печёрского, выставка самодеятельных художников Херсонщины «Наивная реальность».
Надо отметить, что и нас приглашали в качестве «художньої спільноти міста Херсона» поучаствовать в совместных проектах с молодыми художниками Украины. Таким образом, состоялись «Проект спільнот» в Центре Современного Искусства при Киево-Могилянской академии и выставка молодых херсонских художников «Степь…да! Степь. Кру-гом.» в Харьковской муниципальной художественной галерее.
Все эти годы Вы лично напряженно работаете творчески. Участие в выставках областных, республиканских; организация персональных выставок. Немного подробнее об этих моментах Вашей творческой жизни.
Конечно я люблю рисовать. Многие законы живописи, которым учили мои преподаватели Г.Павлюк и В.Шаталин, понятны становятся только сейчас.
Совершенно очевидно, что Искусство – это напряжённый, но увлекательный труд.
Всё находится в развитии и, конечно участие в выставках даёт художнику необходимое состояние творческой активности. Такими для меня остаются все вернисажи и акции, в которых я участвовал. Отдельное место занимают херсонские проекты.
Наряду с групповыми выставками, это персональные – «Реквизит», «Живопись», «Окраина», «Ремонт». Более того, организация выставок с другими художниками, позволяет мне совершенствоваться в кураторско-экспозиционном ремесле, которое расширяет как средства творческой выразительности так и круг общения с талантливыми людьми.
Недавно вы были участником выставки «Українська нова хвиля. Мистецтво другої половини 1980-х – початку 1990-х pp. Живопис, фото, відео», которая проходила в Киевском Национальном художественном музее Украины. Какие из Ваших работ участвовали в этом проекте?
На этой выставке демонстрировали наш (совместно с художником В.Ершихиным), видеофильм, снятый в 1993 г. «Огни большого города». На то время для нас это было освоением нового для Украины вида искусства – видеоарта. Фильм мы снимали с помощью прибора ночного видения. Установленную камеру в детской колясочке мы возили по ночному Киеву. Получилось видео интригующее динамичной сменой кадров с абстрактным сюжетом, естественными звуками города, и психоделическими серо-зелеными светотенями.
В целом, выставка была посвящена тому периоду истории современного искусства, когда закладывались новые-взгляды на традиции и средства художественного самовыражения. Это были первые шаги интеграции постсоветской украинской культуры в мировой контекст.
Вы из известной в Херсоне семьи. Ваш дедушка Анатолий Николаевич Машницкий строил Дом художников, где вы живёте. Ваш отец Заслуженный художник Украины Валерий Анатольевич оставил прекрасные полотна на тему нашей истории, в частности казачества. К слову, за портрет «Славик», а это Вы в детстве, был награждён памятной медалью мемориала Репина. Что лучшее Вы взяли от него
Да, мои родные многое сделали для меня, я уважаю и горжусь ими. Во многом я оправдываю их надежды, их присутствие и помощь я ощущаю постоянно. Не знаю, что я взял от родителей, но уж точно знаю, что они мне дали
Знаю, что недавно Херсонский художественный музей им. Шовкуненко приобрёл Ваши работы. Я полагаю, это событие очень бы их обрадовало.
Я бы этому тоже порадовался. Действительно, две работы, «Железный Порт «Причал №3» были приобретены нашим музеем. Это очень приятно и почётно. Подобные события вдохновляю и позволяют на некоторое время забыть о «самобичевании», которым периодически занимаюсь, что далеко не всегда помогает работе.