С 3 по 16 сентября на полуострове Бирючий проходил 7-й по счету Международный симпозиум современного искусства «Бирючий 012 или Четвертое измерение».
27 художиков озадачились простыми вопросами – зачем современное искусттво? И что делать на берегу моря, если не нужно озадачиваться банальными бытовыми проблемами? «Бирючий», прежде всего — творческая лаборатория: это камерное общение художников, дискуссии, работа в мастерских и совместные работы, которые рождаются в процессе.
С 2006-го года на полуострове запорожские меценаты, инициаторы Союза исследователей современного искусства, собирают живых классиков современного искусства и молодых арт-истов. В отличии от большинства подобных отечественных инициатив, Биричюй отличается форматом работы – никто не настаивает на том, что в итоге художники должны написать определенное количество работ для коллекции «Бирючего». Многие тут набираются сил и вдохновения, чтобы потом, дома, сделать те работы, которые станут началом нового этапа в их творческом развитии.
За время работы симпозиума в нем приняли участие более 70 художников из Украины, России, Франции, Австрии, Германии, Израиля и других стран. В этом году впервые за свою историю проект объединил почти три десятка художников; куратором была приглашена Мария Хрущак, которая озадачила участников темой «Четвертое измерение». До этого все годы несменным идеологом «Бирючего» был Сергей Братков – хорошо известный в мире фотограф и художник, участник биеннале современного искусства в Венеции и Сан-Паулу, харьковчанин, который уже много летживет и работает в Москве.
В финале 7-го Сезона художники представили выставку работ – впервые прямо на бунгало санатория «Золотой берег», а также в диско-клубе «Осётр». И большинство из них пришли к выводу: если до сих пор люди задаются вопросом «Зачем современное искусство?», тогда давайте спросим – «А зачем заниматься всем остальным?». Ведь современное искусство – та единственная территория, на которой можно адекватно осваивать нашу с вами реальность – правдиво, глубоко и искренне.
В рамках симпозиума художник Николай Маценко провел мастер-класс по изготовлению «Черного квадрата», который продолжает серию его акций «В кожну хату – по квадрату»; прошла дискуссия «Современное искусство. Отстранение vs социальная реакция»; диджеи Соколов, Мишуков, эксперт, Макет (Иванов Down) провели показы фильмов, слайд- и видеодискотеки в рамках проекта «Бирючий М Cаунд Лаб».
Николай Маценко
Николай Маценко о том, зачем рисовать «Черный квадрат» и почему он должен быть в каждом доме:
«Черный квадрат» Малевича — это такая фокусная точка, точка преломления для восприятия современного искусства и своего рода показатель развитости человека и всякого живого существа. Какими аргументами я апеллировал, когда оправдывался за Малевича перед общественностью? Не будь Малевича, по больш счету, не было бы Баухауса, не будь Баухауса, не было бы Ле Корбюзье, не будь Ле Корбюзье, не было бы хрущевок, а не будь хрущевок — негде было бы жить.
Почему столько стоит эта картина? Сам Малевич на куске холста, который ничего не стоит, краской, котрая тоже ничего не стоит изобразил свое открытие. Сам квадрат имеет философскую, эстетическую ценность, черный квадрат — это символ. Сейчас я могу сказать, что земля вертится и ничего мне за это не будет, ведь это знает каждый дурак. Но надо быть Галилеем, чтобы это сказать. То есть, вовремя сказать — и тогда каждый может стать Галилеем.
Я сейчас делаю некое подобие квадрата Малевича. Символ. Сам образ черного квадрата. И не рассказываю, как делается Малевич, а рассказываю, как делается условный черный квадрат. Изображение символа.
Я слышал миллион раз: «Это такая фигня, я сам так могу». Но никто не делает. А я призываю к тому, чтобы делали. Популяризировать хочу. Чтобы изучали. Профессионалы загадочно молчат, никто никому ничего не объясняет. А этот предмет оказал огромное влияние, скажем, на прикладной дизайн.