Пов'язані профайли художників
И в этой череде выставка Versus представляется новой в контексте развития PAC UA. Впервые в роли приглашенного куратора выступил практикующий художник, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко – Сергей Братков. Браткова связывают долгие теплые отношения с арт-центром, так сказать, это художник «вхожий в дом». В 2007 году он был одним из участников выставки «Поэма о внутреннем море» украинского павильона на Венецианской биеннале, организованной PinchukArtCentre, в арт-центре же проходило две его персональные выставки – «Украина» (2010) и «Добро покупает зло» (2013), последняя, кстати, проходила в пространстве PAC UA.
Персональная выставка Сергея Браткова «Добро покупает зло» в рамках проекта «PAC-UA», 2013
Посему вполне логичным стало «возвращение» художника в «дом» в ином статусе. Предложив Браткову сделать выставку, естественным было, что эта выставка не будет связана с переосмыслением истории искусства, а выбор одного молодого художника для персонального высказывания был бы слишком узок и ограничен. А еще одно ограничение — в размытости и неопределенности понятия «молодое украинское искусство», ведь именно на его поддержку ориентировано пространство PAC UA. И Братков предложил сделать выставку художников, его учеников, выпускников Школы Родченко, которые так или иначе связаны с Украиной, имеют украинские корни, но как художники уже состоялись в Москве. Итак, было принято решение сделать групповую выставку, и ее участниками стали 6 молодых художников: Юлиана Голуб, Зина Исупова, Алина Клейтман, Александр Кутовой, Анна Ротаенко, Дмитрий Старусев.
Заходя в пространство выставки, насыщенное различными медиа (видео, скульптура, 3D-анимация, фотография, инсталляция), зритель (полностью или фрагментарно) охватывает взглядом практически все работы. Готовясь к выставке, как-то Братков упомянул «все такие индивидуалисты…», дескать, сложно придумать коллективное высказывание. Несмотря на этот индивидуализм каждого художественного высказывания, подготовка выставки и принятие экспозиционных решений поразили силой взаимодействия и взаимоуважения. Это взаимодействие художников друг с другом, желание каждую работу проэкспонировать наиболее удачно, создать атмосферу паритетного сосуществования произведений в едином пространстве, избежать иерархии и превалирования одной работы над другой. А также взаимодействие художников с «куратором», хотя в данном случае Братков был больше, чем куратор, скорее тьютор. И Versus под тьюторством Браткова в определенной мере показывает результат «работы мастерской». Фактически для выбора темы выставки Братков использовал методологию, которую он применяет в школе: предоставить художникам тему для размышления – с одной стороны, широкую и универсальную, но, с другой стороны, провоцирующую и способную к разным интерпретациям. В данном случае такой темой художник выбрал тему дуальности, выбора, которые в итоге выкристаллизовались в общее название Versus – «против», «вопреки», «противопоставление». Противопоставление кому и чему? По сути это вопрос, который затрагивает каждого человека, извечная борьба «я не я», затронутая, помимо прочего, Борисом Михайловым в его одноименной серии 1992 года. Михайлов прокомментировал: «Я фотографирую других, но кем являюсь я сам»? Собственно, Versus обнажает противоречия, с которыми сталкивается художник/автор: ответственность, политическая и социальная, диалог с самим собой и социумом, возможность компромисса, неуверенность, сомнения, анализ себя, (не)разделимость жизни и творчества, осмысление границ дозволенного.
Как и работы Сергея Браткова – художника, глубоко укорененного в визуальной культуре, произведения на выставке Versus имеют сильную образность. В противовес сегодняшним украинским реалиям и трендам, направленным во многом на работу с исторической памятью, эти художники как будто следуют завету учителя «Хватит самовосхвалений и жалоб – пора заняться искусством» и создают работы, в которых превалирует все-таки визуальное, — обращение к зрителю осуществляется посредством яркого образа. Но несмотря на эту визуальную открытость, практически все работы имеют дневниковый, исповедальный характер и внутренний надрыв.
Специальный проект L’Officiel и PinchukArtCentre предлагает услышать голоса всех художников выставки.
Все фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2016. Фотограф: Сергей Ильин.